Это больше, чем логистика!
перевозки Новый склад
- Все
- Авиа
- Авто и Ж/Д
- Внешняя торговля
- Логистика
- Мероприятия
- Море
- Новости компании
- Таможня
- Экономика РФ
- DAS DIGEST №4 - 2025
- DAS DIGEST №3 - 2025
- DAS DIGEST №2 - 2025
- DAS DIGEST №1 - 2025
Читайте в этом выпуске:
С 1 марта 2025 в России должно заметно возрасти число иностранных транспортно-логистических компаний (ТЛК), занимающихся внутренними перевозками по территории страны. С этой даты запускаются каботажные перевозки, когда фуры из стран ЕАЭС смогут перевозить грузы внутри страны. Им будет разрешено не более трех последовательных рейсов в течение семи дней с момента первой выгрузки в России. Каждая поездка должна подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе. Перевозка опасных грузов будет запрещена.
Читать подробнееМинистр обороны Эстонии Х.Певкур предложил ввести плату для судоходных компаний за перемещение по Балтийскому морю грузовых судов, сообщает портал телерадиовещания Финляндии. «Средства, привлеченные от компаний, будут направлены на защиту подводных кабелей», - считает он.
Читать подробнееКонтейнерооборот морских портов РФ в 2024 году составил 5,591 млн TEU, что на 12,7% больше, чем в 2023 году. В целом, в экспортном направлении было перегружено 1,958 млн TEU (+13,5%), в импорте – 2,349 млн TEU (+15,2%), в транзите – 34,4 тыс. TEU (-69,6%), в каботаже – 1,249 млн TEU (+15,3%). Доля перевалки контейнеров в экспортном направлении составила 35%, в импортном – 42%, в каботаже – 22,3%, в транзитном направлении перегружалось 0,6%. Количество груженых контейнеров выросло на 13,1%, до 4,157 млн TEU, число порожних - на 11,5%, до 1,434 млн TEU. В экспорте перевалка порожних контейнеров составила 46,8%, в импорте - 2,4%.
Читать подробнееПока – на одной линии. Между Калининградской и Ленинградской областями. Эти потоки будут координироваться через единую диспетчерскую систему, создание которой уже началось. Разработкой электронной платформы для координации этих потоков занимается бизнес. На платформе перевозчики, фрахтователи и грузовладельцы смогут договариваться о транспортировке различных грузов между портами Калининградской и Ленинградской областей. В системе грузовладелец сможет разместить заявку с деталями и условиями отправки, а морские перевозчики, готовые выполнить доставку, предложат свои условия.
Ставки фрахта нефтяных танкеров типа Aframax (дедвейтом 80 000–120 000 т) в российских портах в январе 2025 г. резко выросли: на 39–239% в зависимости от порта и направления поставок. Об этом говорится в обзоре Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Серьезный рост стоимости логистики пришелся на неделю с 10 по 17 января. До этого, в декабре 2024-го и январе с.г., ставки фрахта менялись незначительно. Например, фрахт танкеров, идущих из Новороссийска в порты Индии, 10–17 января подорожал на 59–60% до $8,5–9,5/барр., в Китай – на 47% до $11,5/барр., в Турцию – на 75% до $4,8/барр. Стоимость на маршруте из портов Балтики до Индии выросла на 47–48% до $10–11/барр., Китая – на 39% до $13,4/барр., Турции – на 53% до $6,5/барр.
За прошедшие четверть века портовые мощности России приросли более чем в 5 раз и по состоянию на 1 января 2024 года достигли рекордных значений в 1368 млн т. Объемы переваливаемых в портах грузов выросли с 162 млн т в 1999 году до 906,5 млн т в 2023-м. Морские порты РФ развивались преимущественно на частные инвестиции. В этот период реализовывались крупнейшие инвестиционные программы: ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» на период до 2024 года, в рамках которых финансирование осуществлялось за счет средств скорее бизнеса, чем Российской Федерации.
Контроль за нефтяными танкерами класса «река-море» нужно ужесточить, случай с разливом мазута в Черном море не первый. Об этом заявил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта (бывший министр обороны страны и бывший руководитель администрации президента РФ) С.Иванов. Он подчеркнул, что это уже третья подобная катастрофа в черноморском регионе, связанная с судами «реке-море».
Власти Приморья ожидают, что мощность портов региона к 2030 году увеличится почти на 60%. Об этом сообщила первый вице-губернатор, председатель правительства Приморского края РФ В.Щербина: «Сейчас ввиду инфраструктурных ограничений грузооборот портов ограничен в приросте мощностей: за девять месяцев 2024 года он вырос на 1,6%, контейнерооборот - на 1,7%. Реализация мероприятий второго и третьего этапов проекта развития Восточного полигона железных дорог призвана снизить инфраструктурные ограничения.
В России введены в эксплуатацию новые пункты пропуска на границе с Новороссией и Донбассом. Об этом сообщил глава Минтранса РФ Р.Старовойт на совещании с президентом РФ В. Путиным. «Пункты пропуска - очень важный блок работы …
Сотрудники таможенного поста МАПП Шумилкино (Псковская таможня) обнаружили в грузовике товары, сведения о которых отсутствовали в товаросопроводительных документах. Транспортное средство международной перевозки следовало транзитом в Бельгию. Иностранный перевозчик предъявил таможенному органу документы на перемещаемый товар. При проведении таможенного досмотра было выявлено несоответствие заявленных сведений фактическим. Таможенники обнаружили, что в грузовом отсеке автомобиля перевозится 298 коробок с товарами, о которых не было сообщено таможенному органу.
Китай, Индия и Турция стали самыми популярными направлениями международных перевозок у российских компаний в 2024 году. Спрос на них за прошедший год вырос на 35-45%. Затруднения с подвижным составом, вызванные сокращением производственных мощностей и кадровым голодом, привели к переходу бизнеса на автомобильные перевозки. Кроме того, дисбаланс импорта и экспорта в российской экономике обернулся накоплением контейнеров в 2024 году.
Росгранстрой сообщает о выходных днях в работе автомобильных пунктов пропуска на границе с Монголией по согласованию с сопредельной стороной в феврале 2025 года. Режим работы пунктов пропуска на российско-монгольском участке госграницы в феврале 2025 года.
С 1 марта 2025 в России должно заметно возрасти число иностранных транспортно-логистических компаний (ТЛК), занимающихся внутренними перевозками по территории страны. С этой даты запускаются каботажные перевозки, когда фуры из стран ЕАЭС смогут перевозить грузы внутри страны. Им будет разрешено не более трех последовательных рейсов в течение семи дней с момента первой выгрузки в России. Каждая поездка должна подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе. Перевозка опасных грузов будет запрещена.
Комитет Госдумы ФС РФ по госстроительству и законодательству рекомендовал палате парламента принять в первом чтении законопроект об увеличении до 20 тыс. руб. штрафа за движение большегруза по федеральным трассам без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Законопроект внесло в Госдуму правительство России в декабре 2024 года. Изменения предусмотрены в ст.12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн). Сейчас штраф за подобное нарушение составляет 5 тыс. руб.
С 25 января 2025 года возобновился государственный контроль по пропуску транспортных средств и грузов через смешанный пункт пропуска Поярково (на китайской стороне Сюнькэ) в Амурской области на границе с Китаем. Движение осуществляется по ледовой переправе, ограничение грузоподъемности которой составляет до 20 тонн. На период ледостава пункт пропуска работает ежедневно с 08:00 до 18:00 по местному времени. Что в связи с празднованием Китайского Нового года движение через смешанный пункт пропуска Поярково было приостановлено с 28 по 31 января. С 1 февраля 2025 пункт пропуска возобновит работу по установленному распорядку.
На 11,3%, до нового исторического рекорда. В текущем году ожидается замедление роста до 5,8% из-за возможного повышения импортных пошлин США, сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). «В 2024 году отрасль грузовых авиаперевозок добилась значительных успехов: спрос вырос на 11,3% по сравнению с 2023 годом. Это стало новым историческим максимумом, превысив на 0,5% объем 2021 года, который ранее был самым высоким за всю историю наблюдений», - говорится в релизе. В декабре прошлого года рост составил 6,1% в годовом выражении и 0,9% в месячном, отмечается в сообщении.
Сверхзвуковой гражданский самолет XB-1, разработанный частной американской компанией Boom Supersonic, успешно прошел испытания в Калифорнии, трижды преодолев звуковой барьер. Испытательный полет состоялся 28 января 2025. В компании-разработчике подчеркнули, что ранее проектирование и строительство сверхзвуковых самолетов велась исключительно при поддержке государства и военных структур.
Новый аэропортовый комплекс в городе Мирный, Якутия, планируется сдать в эксплуатацию в период 2026–2027 годов. Об этом сообщили в пресс-службе правительства республики. Ранее строительство велось в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, но с 2024 года проект перешел в национальный проект «Эффективная транспортная система» (но при этом строится на средства компании «Алроса», наверное, в нацпроекте деньги закончились).
В серию. Российское правительство, наконец, дало старт разработке укороченной версии узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21. Принятое 23 января с.г. постановление позволяет Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) использовать субсидии из федерального бюджета для разработки укороченной модификации МС-21-200. Завершить проектирование и предоставить конструкторскую документацию по эскизному и техническому проекту корпорация должна до конца 2025 года. Укороченный на 8,5 м по сравнению с базовой моделью МС-21-200 планировался с самого начала запуска программы МС-21 в 2010-х годах.
Почтовый таможенный пост в аэропорту Кольцово может быть упразднен. Такую возможность рассматривает «Почта России», в таможне подобный шаг называют нерациональным. Об этом рассказал начальник Уральского таможенного управления (УТУ) ФТС РФ А.Фролов. Окончательного решения о ликвидации поста нет, в Екатеринбург прибывает начальник Центральной почтовой таможни для обсуждения вопроса с представителями «Почты России».
На начало марта 2022 года пассажирский парк насчитывал 1163 воздушных судна, на текущий момент – 1138, проинформировала директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ В. Ходырева. Тем не менее за 2024 год воздушным транспортом перевезено порядка 111 млн пассажиров. Рост перевозок на международных направлениях составил 20%, на внутренних – 2%.
Он может оказаться радиоактивным. Вулканический песок с превышением естественного радиационного фона в 15 раз обнаружили домодедовские таможенники у пассажирки, прибывшей в столицу из Индии. Система радиационного контроля «Янтарь» в «зеленом» коридоре среагировала на чемодан 36-летней россиянки. При досмотре багажа инспектор обнаружил пластиковую бутылку из-под воды с сыпучим веществом черного цвета.
Калининградская областная таможня рассказала гражданам и организациям о тонкостях процедур обжалования. Согласно ч.1 ст.285 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон о таможенном регулировании) любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Таможенный орган, исходя из положений Федерального закона о таможенном регулировании, принимает жалобу к рассмотрению в случае наличия у него правомочий по рассмотрению поступившей жалобы и отсутствия оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
Сотрудники таможенного поста Аэропорт Иркутск пресекли нелегальный ввоз коммерческой партии линз из Таиланда под видом товаров для личного пользования. В багаже 40-летнего авиапассажира, прилетевшего из Паттайи, таможенники выявили 140 флаконов с линзами и 178 контейнеров для них, а также 4 кг косметики для лица и волос. При этом для прохождения таможенного контроля мужчина выбрал «зеленый коридор», заявив этим об отсутствии товаров, подлежащих декларированию. Из-за количества и характера товаров таможенники отнесли партию к коммерческой. Авиапассажир должен был продекларировать товары в общем порядке с уплатой таможенных пошлин, чего не сделал. В отношении нарушителя Иркутской таможней возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ (недекларирование товаров).
Разъяснения содержания норм становятся всё подробнее (видимо, учитывают реальный уровень понимания учВЭДами языка нормативных правовых актов (НПА). Сотрудникам таможенных органов приходится буквально «разжёвывать» их содержание. В целях, видимо, предупреждения фактов уклонения от исполнения этих актов учВЭДами по основанию «я не понял». Пересказ содержания НПА приходится сопровождать подробными рекомендациями. См., например: «Постановлением правительства Российской Федерации от 30 ноября 2024 г. № 1688 (далее – постановление) с 9 декабря 2024 г по 31 августа 2025 г. в отношении семян рапса, классифицируемых в подсубпозициях 1205 10 900 0 и 1205 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, произведенных на территории Забайкальского края, вывозимых через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Забайкальского края, и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, установлена тарифная квота.
В 2024 году таможенниками тверского региона возбуждено 1621 дело об административных правонарушениях (АП), в т.ч. службой Смоленской таможни по Тверской области (далее - службой) возбуждено 1286 дел об АП, таможенными постами, расположенными в Тверской области - 335 дел об АП. Более 80% дел возбуждено по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ по факту заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров при их таможенном декларировании.
Начальник Уральского таможенного управления (УТУ) ФТС РФ А.Фролов рассказал о работе ведомства в 2024 году. Уральские таможенники перечислили в федеральный бюджет более 120 млрд руб. «Это - абсолютный рекорд за 30-летнюю историю управления. Урал традиционно остается экспортно ориентированным регионом, поэтому на сумму перечисленных средств повлияло введение экспортных пошлин на ряд товаров.
Зайти в таможню и спросить – запросто. В 2024 году Калининградской областной таможней было предоставлено 1475 консультаций в области таможенного дела (в 2023 году - 1214), из них 1450 устно, 12 - письменно и 13 - в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). За государственной услугой обращались физические лица, индивидуальные предприниматели и представители юридических лиц.
Наоборот – подстегнула её поток. За 2024 год в рамках контроля за оборотом товаров на внутреннем рынке Кузбасса и Томской области кемеровские таможенники выявили более 211 тыс. пачек сигарет без обязательной маркировки кодами «Data Matrix» и акцизных марок.
Контейнерный рынок России (включает в себя внешнеторговый и транзитный контейнерооборот российских портов и сухопутных переходов на сети РЖД, внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД и каботажные перевозки) в 2024 году увеличился на 5,8% к 2023 году, до почти 6,6 млн TEU.
Из КНР на Урал прибыл железнодорожный состав с семенами подсолнечника. В 54 контейнерах привезли более 1200 тонн китайских семечек. В этом году это первая поставка, оформленная инспекторами Октябрьского таможенного поста Екатеринбургской таможни.
За три недели 2025 года через Минералводский таможенный пост импортировано более 3,5 тысяч тонн грузинского картофеля стоимостью 140 млн руб. Рост физического объёма поставок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 100%. Кроме картофеля предпринематели ввозят и другую продукцию: сельдерей, болгарский перец, салат латук и цветную капусту - всего более 280 тонн. Основным поставщиком, по-прежнему остаётся Иран.
Всего в 2024 году при контроле багажа авиапассажиров кольцовские таможенники (аэропорт «Кольцово», г. Екатеринбург) выявили 1300 правонарушений. На первом месте по частоте неизменно остается незаконное перемещение валюты. За минувший год сотрудники таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский) выявили 426 фактов на сумму более 59 млн. руб. В основном авиапассажиры пытались провезти доллары, евро и российские рубли.
150 тыс. тонн. Постановлением правительства РФ от 23.01.2025 № 31 предоставляется тарифная льгота по беспошлинному ввозу в РФ картофеля (код 0701 90 ТН ВЭД ЕАЭС), предназначенного для продажи или производства пищевой продукции в рамках тарифных квот, установленных Решением Совета ЕЭК от 29.11.2024 № 115. Во исполнение Решения Совета ЕЭК № 115, в Россию будет ввезено беспошлинно не более 150 тыс. тонн картофеля [при том, что объем рынка картофеля в России стабилен в течение последних 9 лет, объем внутреннего потребления картофеля варьируется в пределах от 7,2 до 7,9 млн тонн в год.
Импортёры рады. Российские госучреждения по итогам 2024 г. продемонстрировали свою приверженность иностранной технике, по крайней мере, в сегментах серверов и систем хранения данных (СХД). Одна из главных причин – в слабом ПО по сравнению с иностранными аналогами. На первом месте по закупкам стоит техника американских компаний Dell, HPE, IBM и ряда других, и это несмотря на то, что в России есть несколько крупных отечественных поставщиков серверного оборудования. Также все три перечисленные американские компании официально покинули российский рынок и даже уничтожили местные представительства.