Это больше, чем логистика!
перевозки Новый склад
- Все
- Авиа
- Авто и Ж/Д
- Внешняя торговля
- Логистика
- Мероприятия
- Море
- Новости компании
- Таможня
- Экономика РФ
- DAS DIGEST №39 - 2024
- DAS DIGEST №38 - 2024
- DAS DIGEST №37 - 2024
- DAS DIGEST №36 - 2024
Читайте в этом выпуске:
Постановлением правительства РФ № 1118 от 07.07.2023 не только были кратно (в некоторых случаях – многократно) повышены коэффициенты для расчёта размера взимаемого (в т.ч. при ввозе в РФ колесных транспортных средств) утилизационного сбора («утиля»), но и произведена замена терминов в давно действующем ПП № 1291 от 26.12.2013. Отменили понятие «технически допустимая максимальная масса» - заменив его по всему тексту ПП 1291 новым понятием – «полная масса». ПП 1118 (т.е. новая редакция ПП 1291) вступило в силу 01.08.2023. И в тот же день опомнившееся правительство (оказывается, нельзя было менять термин!) опубликовало принятое в срочном порядке 31.07.2023 ПП 1241. Таким образом, в окончательную редакцию вернули прежний термин - «технически допустимая максимальная масса», а термин «полная масса» отменили. Вот только отмены новых повышенных коэффициентов утиля не произошло… А для позиции «Шасси колёсных транспортных средств категории М3 технически допустимой максимальной массой не более 5 тонн» уже в третий раз за месяц подняли ставку коэффициента и для новых, и для б/у шасси (динамика такого роста соответственно получилась такой: 3,04 – 5,17 – 11,05 и 5,06 – 8,6 – 16,73). Такая вот «работа над ошибками».
Читать подробнееВ Нижегородской области появится экспортный терминал для речной перевалки зерна на 300 тысяч тонн в год. На базе портового комплекса компании «Логопром» на правом берегу Волги уже планируется реализация проекта по созданию экспортноориентированного зернового хаба. Экспорт предполагается водным транспортом через Азовское и Каспийское моря в страны Ближнего Востока и Африки. Инфраструктура на Волге во времена СССР создавалась для приема импортного зерна. Сейчас приволжские регионы переориентируются на экспорт, а терминалы, которые исходно вводили в нижнем течении, начинают появляться и севернее. По мнению аналитиков, поставки зерна речным транспортом выглядят перспективными с учетом растущих отправок в Иран и возможностей рейдовой перевалки в Черном море.
Читать подробнееОдна – собирается. MSC намерен возобновить работу регулярного сервиса, связывающего Южную Корею и Камчатский полуостров. Об этом сообщается в последнем выпуске еженедельного мониторинга рынка контейнерных перевозок. Сервис «Камчатка» запущен в январе 2022 и изначально связывал порты Северного Китая, Южной Кореи с Петропавловск-Камчатским. Спустя полгода, в июле 2022, MSC оставила только пару портов: Пусан и Петропавловск, а с мая этого года работа сервиса была временно приостановлена. C начала августа 2023 MSC, похоже, возобновит рейсы на сервисе «Камчатка» с периодичностью раз в две недели. MSC ANDREA F вместимостью 1118 TEU выйдет на маршрут из Пусана 01.08.2023.
Читать подробнееЗавершается строительство самого большого в России угольного конвейера. Он предназначен для транспортировки твердого топлива с Солнцевского угольного разреза до Угольного морского порта Шахтерск на западе Сахалина. Запуск конвейера позволит снизить нагрузку на дороги общего пользования в Углегорском районе и сократить выбросы в атмосферу при транспортировке сырья. Строительная готовность конвейера ожидается 1 ноября 2023. После этого начнутся пусконаладочные работы. Строительная готовность складов порта и разреза - 1 декабря 2023-го. Ожидаемый запуск малого технологического пути намечен на начало 2024 года. Полный запуск - на третий квартал 2024 года. Строящийся конвейер представляет собой сложную транспортную систему протяженностью 23 километра, состоящую из трёх линейных участков. Первый собран на 99%, второй - на 95%, третий - на 90%. В Угольном морском порту Шахтерск устанавливают стакеры-реклаймеры - ковшовые погрузчики, оснащенные черпаковым колесом для забора угля. Два перегружателя также установят на автоматизированных складах Солнцевского угольного разреза. Производительность каждого стакера-реклаймера – 4 000 тонн угля в час (почти 67 тонн в минуту).
Для автономных судов будет установлен порядок ведения судового журнала. На Федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект документа «Порядок ведения судового журнала владельцем полностью автономного судна в электронном виде». Судовой журнал полностью автономного судна должен вестись в электронном виде владельцем полностью автономного судна, имеющего право плавания под государственным флагом Российской Федерации, в течение всего периода эксплуатации этого судна. Судовой журнал подлежит учету капитаном бассейна внутренних водных путей или капитаном морского порта в реестре регистрации журналов, который ведется в форме электронного документа.
Аналитическое агентство VesselsValue представила очередной рейтинг топ-10 крупнейших стран-судовладельцев как по общей стоимости флота, так и по его количеству. Рост отдельных сегментов торгового флота, пандемия коронавируса, обострение общеполитической обстановки и повышение фрахтовых ставок — все это вместе, безусловно, оказало влияние на расклад внутри «десятки», однако существенных изменений не внесло. Возглавляют рейтинг VesselValue традиционно Япония, Китай, Греция и США, причем у каждой страны четко выделяется основной сегмент. У Японии это СПГ и СНГ-танкеры, у Греции — танкеры для перевозки сырой нефти, у США — круизные суда и суда типа ро-ро (roll-on/roll-off). Особняком в этом ряду стоит Китай, у которого сейчас самый большой флот в мире по количеству судов, самое большое число контейнеровозов и танкеров. Также Поднебесная активно наращивает флот для перевозки автомобилей — здесь пока лидер Южная Корея, но, возможно, ненадолго.
Также отдельно стоит выделить Швейцарию — страну без выхода к морю, которая замкнула топ-лист крупнейших судовладельцев во многом благодаря росту объема контейнерных перевозок в целом и компании Mediterranean Shipping Company (MSC) в частности. Сегодня MSC первой среди других крупнейших контейнерных перевозчиков нарастила общую вместимость своего флота до 5 млн TEU. За 22 месяца швейцарский судовладелец увеличил грузовместимость флота с 4 до 5 млн TEU, таким образом удвоив размер своего флота всего за восемь с половиной лет. Всего с августа 2020 года MSC скупила весь имеющийся свободный тоннаж, приобретя 306 контейнеровозов вместимостью 1,2 млн TEU.
Болгарские депутаты перешли к решительным действиям в отношении российского Лукойла, который имеет значительный бизнес на территории страны. После длительных и бурных дебатов парламент Болгарии все-таки принял решение разорвать концессию с Лукойлом на аренду порта «Росенец». Парламентарии заявили, что действовать нужно быстро и запустили ускоренную процедуру выполнения этого решения. Будут применены меры нового законодательства, допускающего ограничения в отношении компаний из-за действий России на Украине [начала Россией 24.02.2022 СВО в Украине]. Лукойл ранее подчеркивал, что четко выполняет условия концессии по порту «Росенец». Компания имеет договор на работу с этим логистическим активом сроком на 35 лет, и намерена защищать свои права и репутацию в суде, говорилось в сообщении российской компании. Отметим стремительность отбирания актива российской компании: предложение о разрыве концессии на портовый терминал недалеко от Бургаса поступило в конце той недели.
publication.pravo.gov.ru/document/0001202307170032
ФГУП «Росморпорт» объявил об изменении тарифных условий по морской перевозке грузов на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград». Это сделано в связи с принятием постановления Правительства России от 13.07.2023 № 1144, которым установлены фиксированные льготные комплексные ставки для морской перевозки грузов из реестра номенклатуры грузов, утвержденных Правительством Калининградской области. Новые льготные ставки вводятся в действие с 21.07.2023: для грузов данной номенклатуры, принятых и оформленных к перевозке до 21.07.2023, но не отгруженных на паром/судно для перевозки на линии, применяются тарифные условия, действующие до 21.07.2023. Базовые ставки тарифов для грузоотправителей по перевозке грузов, не включенных в реестр номенклатуры грузов, для которых применяются фиксированные льготные комплексные ставки, с 21.07.2023 сохраняют свое действие для всех пяти судов предприятия, работающих на линии. Информация о базовых тарифах на услуги по перевозке грузов и пассажиров на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград» приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Северо-Западного бассейнового филиала». В сообщении ФГУП «Росморпорт» излагается порядок оформления грузоперевозок по новым ставкам, а также сообщается об изменении с 1 августа 2023 года тарифов на услуги по морской перевозке грузов между указанными морскими портами с использованием судов «Спарта» и «Спарта II».
[условия предоставления льгот указаны по ссылке https://www.rosmorport.ru/filials/spb_news_main/50127/]
Первый экспериментальный железнодорожный контейнерный состав с партией импортных товаров оформили таможенники в железнодорожном пункте пропуска «Нижнеленинское» в Еврейской автономной области 28.07.2023. Сотрудники Нижнеленинского таможенного поста оформили 55 электронных транзитных деклараций на товары - почти 400 тонн комплектующих для автомобилей, прибывших из Тунцзяна (КНР). Транзитные товары проследовали в центральную часть России в таможенный орган назначения. После помещения под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» (ИМ-40) товары станут доступны на внутреннем рынке. До настоящего времени пункт пропуска ЖДПП Нижнеленинское работал в экспортном направлении.
[ЖДПП Нижнеленинское работает круглосуточно с понедельника по воскресенье]
А что вдруг случилось? Реконструкция автомобильного погранперехода Хандагайты (Тыва, РФ) – Боршо (Монголия) сдвигается на год. Завершить работы планируется в 2024 году. Прежде планировалось, что это произойдет в 2023-м.[по окончании модернизации транспортный коридор перейдет на круглосуточный режим работы. Пропускная способность пункта пропуска вырастет в 2 раза по количеству транспорта – до 200 машин в сутки и почти в 4 раза по количеству граждан - до 1,3 тыс. человек ежесуточно. Реконструкция объекта ведется без его закрытия, что позволяет сохранить транспортное сообщение между Тывой и соседним государством. Всего в рамках проекта построят 5 основных зданий и сооружений. Грузовое и пассажирское направления будут разделены, в итоге их пропускная способность увеличится. Кроме того, пункт пропуска сменит статус на многосторонний. Границу здесь смогут пересекать не только грузоперевозчики России и Монголии, но и третьих стран]
ОАО «РЖД» в рамках подготовки к тарифной кампании на 2024 год просит правительство дать надбавку к грузовому тарифу в 1%, чтобы собрать средства на обеспечение транспортной безопасности. В 2022 году расходы госкомпании на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб., что заметно превышает 1% индексации, а источников их покрытия нет. Базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития планировалась на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%). Между тем отмечается серьезный рост тарифов ОАО «РЖД» в последние годы, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития монополии показатели (там – «инфляция минус 0,1%»).
Постановлением правительства РФ № 1118 от 07.07.2023 не только были кратно (в некоторых случаях – многократно) повышены коэффициенты для расчёта размера взимаемого (в т.ч. при ввозе в РФ колесных транспортных средств) утилизационного сбора («утиля»), но и произведена замена терминов в давно действующем ПП № 1291 от 26.12.2013. Отменили понятие «технически допустимая максимальная масса» - заменив его по всему тексту ПП 1291 новым понятием – «полная масса». ПП 1118 (т.е. новая редакция ПП 1291) вступило в силу 01.08.2023. И в тот же день опомнившееся правительство (оказывается, нельзя было менять термин!) опубликовало принятое в срочном порядке 31.07.2023 ПП 1241. Таким образом, в окончательную редакцию вернули прежний термин - «технически допустимая максимальная масса», а термин «полная масса» отменили. Вот только отмены новых повышенных коэффициентов утиля не произошло… А для позиции «Шасси колёсных транспортных средств категории М3 технически допустимой максимальной массой не более 5 тонн» уже в третий раз за месяц подняли ставку коэффициента и для новых, и для б/у шасси (динамика такого роста соответственно получилась такой: 3,04 – 5,17 – 11,05 и 5,06 – 8,6 – 16,73). Такая вот «работа над ошибками».
На сайте Центральной акцизной таможни (ЦАТ) появился материал, ознакомление с которым поможет физическим лицам разобраться с нововведениями, случившимися с давно действующим постановлением правительства РФ № 1291 от 26.12.2013. А также правильно рассчитать и правильно перечислить подлежащую уплате в бюджет РФ величину утилизационного сбора («утиля»). С 01 августа с.г. (даты вступления в силу ПП 1118 от 07.07.2023) в текст этого нормативного правового акта внесены существенные изменения. Определён перечень документов, которые следует предоставить в ЦАТ для проверки полноты уплаты таможенных платежей при ввозе в РФ автотранспортного средства, ранее растаможенного в другой стране ЕАЭС. На пять пунктов расширен перечень документов, которые плательщик «утиля» должен предоставить в ЦАТ, чтобы дать инспектору таможни возможность проверить – правильно ли учВЭДом исчислен и в полной ли мере уплачен утиль. В ранее утверждённую форму «Расчёт суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления» добавили обязательный элемент – раздел II, сведения в который должен будет вносить инспектор ЦАТ. И – самое главное – существенно (в некоторых случаях – кратно) выросли коэффициенты, применяемые при определении величины сумм подлежащего уплате утиля.
Законопроект № 1256985-7 был внесен в Госдуму еще в конце сентября 2021 года. Этим актом предполагается внести в КоАП РФ изменения, в соответствии с которыми принадлежащее иностранному перевозчику транспортное средство может быть задержано при выезде с территории России в случае совершения административных нарушений в области дорожного движения. До вступления в силу нового закона (за его прохождением через органы законодательной власти следите по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/1256984-7) возможность такого задержания законом не предусмотрена, собираемость штрафов сравнительно низка. В частности, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в 2020 году сотрудниками Ространснадзора за нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок на иностранных перевозчиков было наложено штрафов на сумму 588 млн руб., а взыскано 405 млн (68%). В 2016 году выписано и взыскано штрафов было соответственно на 428 млн руб. и 309 млн руб. (72%), в 2017 году — 506 млн руб. и 367 млн руб. (72%), в 2018 году — 505 млн руб. и 372 млн руб. (74%), в 2019 году — 516 млн руб. и 370 млн руб. (72%).
Турецкий национальный авиаперевозчик Turkish Airlines зарегистрировал новую дочернюю компанию, которая будет использована для превращения его бюджетного подразделения AnadoluJet в конкурентоспособного лоукостера с флотом в 200 самолетов. Turkish планирует отделить AnadoluJet и в качестве первого шага создал 100%-но дочернее предприятие под названием AJet Air Transport (AJet Hava Taşımacılığı Anonim Şirketi). Новая компания была зарегистрирована в середине июля с начальным капиталом в размере 450 млн турецких лир (16,7 млн долл.). AnadoluJet будет работать под обновленным брендом, а название AnadoluJet будет использоваться внутри компании в качестве своеобразной операционной платформы. AnadoluJet появилась в 2008 году. Ожидается, что свое собственное свидетельство эксплуатанта перевозчик получит в 2024-м; в настоящее время им используется сертификат Turkish Airlines. Это означает, что, например, пилоты Turkish Airlines летают на самолетах семейства Airbus A320neo, Boeing 737NG и 737MAX обоих перевозчиков. По-видимому, авиакомпания AnadoluJet достигла таких размеров, что ей нужны собственные соглашения с хендлинговыми компаниями, новая, более простая система бронирования билетов; ей необходимо стать более ориентированной на извлечение прибыли, чтобы эффективнее конкурировать, особенно с частным турецким лоукостером Pegasus Airlines.
Скорректированный чистый убыток авиакомпании "Аэрофлот" по российским стандартам бухучета (РСБУ) уменьшился в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом годом в 23,8 раза: до 1,6 млрд руб. В 2022 году компания перешла на новый стандарт бухучета, который повлиял на бумажные финансовые показатели. Поэтому с учетом перехода на новый стандарт чистый убыток составил 81 млрд руб. против прибыли в 80 млрд руб. годом ранее. По новому стандарту лизинг, расходы на капитальный ремонты и техобслуживание учитываются в составе активов самой компании, более того - платежи совершаются в валюте. "Скорректированный чистый убыток без влияния ФСБУ25/2018 [новый стандарт бухотчетности] за период составил 1,6 млрд руб., таким образом, 80,1 млрд руб. является бумажным убытком", - отметили в пресс-службе "Аэрофлота". Выручка компании за январь - июнь текущего года выросла в годовом сравнении на 48,1%, до 205 млрд руб. Себестоимость продаж увеличилась на 17,3%, до 31,6 млрд руб., а частности расходы на керосин выросли на 45,8%, или на 17,6 млрд руб. При этом скорректированный чистый убыток за 2022 году сократился на 10% и составил 40,5 млрд руб. по отношению к 2021 году. Выручка сократилась на 12,1%, до 332,7 млрд руб. "Положительное влияние на выручку оказало активное развитие перевозок на внутренних линиях, а также восстановление полетной программы в международном сегменте в течение года, что поддержало доходы от пассажирских перевозок", - отметили в "Аэрофлоте". Затраты на топливо за весь 2022 год возросли на 31,4%, или на 23,2 млрд руб.
Министр финансов РФ А. Силуанов сказал, отвечая на вопрос, есть ли еще масштабные проекты, на которые могут выделиться средства Фонда национального благосостояния (ФНБ): "На МС-21 будет выделено около 280 млрд рублей, на Ту-214 - 41,8 млрд [рублей]". Чиновник напомнил, что средства из ФНБ направляются на крупные технологические или инфраструктурные проекты: "Это самолето- и судостроение, трасса Москва - Казань (М-12), Центральный транспортный узел, лизинг отечественных воздушных судов. То есть деньги из ФНБ идут на развитие экономики, на проекты, наиболее важные для технологической независимости страны". МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") - российский проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Был создан без советского задела: проект был разработан с использованием наработок ОКБ им. Яковлева по перспективному самолету, эскизный проект которого (утвержден 20 декабря 1992 г.) предусматривал глубокую модернизацию самолёта Як-42 и первоначально носил название «Як-42М с двумя двигателями ПС-90А12» (в дальнейшем получил обозначение Як-242). Рабочее проектирование Як-242 велось в 1993-1995 годах, после чего было приостановлено в связи с прекращением финансирования. МС-21 рассчитан на осуществление полетов на расстояния порядка 6 тыс. км и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также в качестве альтернативы самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и др.
[подробнее о истории проекта и текущем состоянии см. по ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%A1-21]
Власти КНР приняли решение ввести ограничения на экспорт гражданских беспилотников дальнего радиуса действия из-за опасений, что покупатели могут переоборудовать их под военные цели, заявили в министерстве коммерции этой страны. "Все больше растет риск того, что некоторые высококачественные и высокоэффективные гражданские беспилотники могут переоснастить для военных нужд", - пояснили в ведомстве. Меры вступят в силу 01.08.2023, но в Минкоммерции не уточнили, о каких ограничениях идет речь. При этом они затронут БПЛА, которые могут держаться в воздухе более 30 минут, сбрасывать с себя груз, и которые весят свыше 7 кг. В ведомстве также заявили, что всегда выступали против применения гражданских БПЛА в военных целях, и обвинили США и западные СМИ в распространении неверной информации об экспорте Китаем беспилотников.
За 17 месяцев с начала Россией СВО в Украине только крупные и поддерживаемые государством российские авиаперевозчики смогли вернуться либо готовятся к использованию важной системы передачи текстовых сообщений между самолетом и диспетчерами – ACARS (Аircraft Сommunications Аddressing and Reporting System). Эта система была внедрена в 1978 году. Она работает в УКВ-диапазоне и используется для передачи коротких и относительно простых сообщений между летательным аппаратом и наземными станциями через прямую радиосвязь или спутниковые системы. Через ACARS передается информация об основных этапах полета, данные для полетного плана, данные о состоянии систем воздушного судна и технические сообщения от диспетчеров или экипажа. Полноценно работать с этой цифровой системой оперативной связи в РФ сейчас могут только иностранные авиаперевозчики - после того, как глобальные провайдеры ACARS (швейцарская компания SITA и американская ARINC) перестали оказывать услуги отечественным авиакомпаниям с 29.03.2022 из-за введенных США и Евросоюзом протестных санкций.
Корпорация "Иркут" получила новое имя - ПАО "Яковлев". До сентября 2023 переименование будет оформлено юридически. Ребрендинг прошел в рамках реструктуризации материнской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Внутри последней уже были выделены дивизионы, получившие имена советских авиаконструкторов, - дивизион стратегической авиации "Туполев" и дивизион военно-транспортной авиации "Ильюшин". Выбор нового названия для "Иркута" выглядит достаточно очевидным. Корпорация, которая начиналась с серийного авиазавода в Иркутске, в 2004 году приобрела ОКБ им. Яковлева, чтобы усилить свой конструкторский потенциал. Сейчас от ОКБ (опытного конструкторского бюро) формально осталась только летно-испытательная станция. Оно скоро "растворится" в ПАО "Яковлев". Новый "Яковлев" продолжит отвечать за две гражданские программы ОАК: среднемагистральный МС-21 и реактивный региональный Superjet 100 (SSJ-100). Импортозамещений вариант Superjet-New получил обозначение SJ-100. Сокращение названия на одно S знаменует собой официальное избавление самолета от аффиляции с компанией "Сухой", которая вышла из проекта еще в 2018 году. Богинский также отметил, что эти модели получат новые фирменные наименования к моменту их выхода в серию. Напомним, что по планам правительства, серийное производство МС-21 должно начаться в 2025 году, SJ-100 - годом ранее.
Челябинская таможня подвела итоги работы за полугодие. В регионе деятельности таможни внешнеторговые операции с зарубежными партнерами осуществляют около 3 тысяч предприятий. Общий стоимостный объем внешнеторгового оборота распределился следующим образом: 39% - страны СНГ, 61% - дальнее зарубежье. Экономика региона развивается в экспортном направлении. Доля основных поставок приходится на КНР (34%), Казахстан (25%), Беларусь (9%), Узбекистан (6%) и Кыргызстан (5%). Чаще всего в страны поставляли металлы и изделия из них, машины, оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Товары из Китайской Народной Республики доминирует и в импортном обороте. В первом полугодии он увеличился за счет поставок машин, оборудования, транспортных средств и продукции химической промышленности. В бюджет страны перечислено более 80 млн. руб. Основные поступления - утилизационный сбор, штрафы.
Незадекларированную партию мужских кроссовок выявили сотрудники Верх-Исетского таможенного поста Екатеринбургской таможни. 384 пары китайской обуви пытались незаконно ввезти автотранспортом в столицу Урала из КНР. Согласно документам, перевозчик данных товаров - индивидуальный предприниматель из Бурятии. А получатель – местная компания по производству обуви. Импортер указал в декларации на товары, что везет более 13 тонн кроссовок, как женских, так и мужских, всего - 1623 коробки. Однако, в ходе досмотра, таможенники выявили «лишних» 48 упаковок, в которых были аккуратно сложены 384 пары спортивной обуви. При этом вес груза оказался на 326 кг больше, чем было заявлено перевозчиком. Последний объяснил, что при загрузке не присутствовал, коробки не считал.
«После принятия груза к перевозке ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет перевозчик. Он сообщил недостоверную информацию о количестве грузовых мест, о весе товара при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита», - отметил начальник Екатеринбургской таможни Э. Туранов. Сотрудники Екатеринбургской таможни возбудили дело об административном правонарушении.
В связи с разницей в часовых поясах между Центральным и Дальневосточным регионами (составляет + 7 часов) увеличиваются сроки проведения таможенных операций по причине отсутствия ответа на запрос Центрального таможенного поста (ЦЭД) Центральной электронной таможни от таможенных постов фактического контроля региона деятельности ДВТУ о проведении сверки данных из-за окончания их рабочего времени. При этом пересечение графиков рабочего времени таможенных органов ЦТУ и ДВТУ составляет 4 часа (с 9:00 до 13:00 по Московскому времени). Для минимизации случаев увеличения сроков проведения таможенных операций участникам ВЭД (декларантам) целесообразно подавать ДТ на Центральный таможенный пост (ЦЭД) Центральной электронной таможни ЦТУ, товары по которым находятся в регионе деятельности таможенных органов ДВТУ, до 12:00 по Московскому времени. В этом случае разница часовых поясов между Центральным и Дальневосточным регионами не отразится на сроках проведения сверок сведений и сроках выпуска товаров.
Чтобы не уничтожать товары. Московская таможня 1 августа безвозмездно передала более 16 тыс. пар конфискованной женской и детской обуви общей стоимостью 6 млн руб. для отправки ученикам и сотрудникам детских садов и школ. Обувь была ранее конфискована за нарушение таможенного законодательства и обращена в федеральную собственность по решению суда. Должностные лица Московской таможни подготовили все необходимые документы, подтверждающие качество и безопасность товара.
ФТС РФ за 6 месяцев 2023 года пресекла незаконный оборот почти 32 млн пачек сигарет. Из общего объема 20 млн пачек выявлено подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти. Правоохранительными подразделениями таможенных органов изъято почти 12 млн пачек, а также свыше 1,7 тыс. тонн табачного сырья общей стоимостью более 1,8 млрд руб. Возбуждено 31 уголовное дело и 3 407 дел об административных правонарушениях. Наиболее часто уголовные дела возбуждались по фактам контрабанды табачных изделий (23 дела по ст.200.2 УК РФ). Общая стоимость незаконно перемещенной продукции составила 196,6 млн руб. Также возбуждено 7 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ) на общую сумму почти 3,4 млрд руб. Кроме того, таможенными органами возбуждено 3 407 дел об административных правонарушениях за незаконное перемещение табачной продукции общей стоимостью почти 125 млн руб. Чаще всего дела возбуждались за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст.16.2 КоАП РФ) – 1 847 дел, а также за несоблюдение запретов и ограничений при ввозе или вывозе товаров (ст.16.3 КоАП РФ) – 1 284 дела.
Благовещенские таможенники обнаружили золотую пластину в чехле смартфона пассажира, отбывающего в Китай на теплоходе. Нелегальный товар инспекторы выявили в ходе сканирования ручной клади гражданина Китая в пункте пропуска Благовещенск. На экране рентген-установки они заметили постороннее вложение в мобильном телефоне. Оказалось, что правонарушитель спрятал под чехол смартфона 17,3 граммовую пластину из золота, завернутую в черный пакет. В ходе устного опроса мужчина рассказал, что драгоценный металл ему подарили знакомые в России, и признался, что намеренно его спрятал. В отношении гражданина Китая возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.16.1 КоАП РФ (незаконное перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля с использованием тайников). Ему грозит штраф от половины до трехкратной стоимости товаров с их конфискацией. Пластина направлена на экспертизу. Расследование продолжается.
Более 156 тысяч товаров, обладающих признаками контрафактной продукции, выявлено Северо-Западной электронной таможней (СЗЭТ) в первом полугодии 2023 года. Например, в конце 2022 года на Северо-Западный таможенный пост СЗЭТ были поданы декларации для помещения под таможенную процедуру «экспорт» товара – «водка» в целях вывоза в Грузию. В ходе таможенного осмотра установлено, что на этикетках бутылок нанесено обозначение RUSSIAN VODKA, сходное до степени смешения с наименованием места происхождения товара «Русская водка», а также товарным знаком «Русская», принадлежащими правообладателю ФКП «Союзплодимпорт». По результатам проведенных проверочных мероприятий возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, пресечен ввод в оборот более 116 400 тыс. единиц [так и написано в новости – 116 400 000 единиц (?!?) представляете такое количество бутылок?] контрафактной продукции.
УчВЭДы, занимающиеся ввозом в Россию импортируемых товаров через дальневосточные порты, освобождены от обязанности предоставлять обеспечение по уплате таможенных налогов и пошлин при оформлении внутреннего транзита. Соответствующее постановление правительства РФ № 1139 от 12.07.2023 опубликовано 31.07.2023 на портале Официальное опубликование правовых актов (см. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307310061). Такие преференции они получат при условии ввоза товаров в Россию в контейнерах через указанные в ПП 1139 дальневосточные морские пункты пропуска и последующей их перевозке с использованием сначала автомобильного, а затем железнодорожного транспорта на указанных в ПП 1139 станциях.
Контрабанду замороженной рыбной продукции семейства лососевых под видом древесного угля пресекли смоленские таможенники совместно с Пограничным управлением ФСБ России по Смоленской области и УФСБ России по Смоленской области. Автомобиль с товаром остановили при въезде с территории Республики Беларусь в районе населенного пункта Карды Ершичского района Смоленской области. Согласно товаросопроводительным документам из Бреста в Смоленск ввозился фасованный древесный уголь. Данные документы оказались поддельными. В ходе досмотра за мешками с углем таможенники обнаружили замороженные брюшки лосося массой около 17 тонн. Согласно маркировке на упаковках, страной происхождения товара является Дания. Поскольку брюшки лосося входят в перечень стратегически важных ресурсов, а их стоимость по оценке экспертов составляет более 4,5 млн руб., Смоленская таможня возбудила уголовное дело в отношении водителя по ст.226.1 УК РФ. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
В ходе одной из проверок соблюдения валютного законодательства РФ ростовские таможенники установили, что донская фирма не обеспечила репатриацию денежных средств в размере более 58 млн руб. В сентябре 2018 года фирма заключила внешнеторговый контракт на поставку пшеницы для компании из Швейцарии. В рамках исполнения контракта российская фирма оформила и вывезла товар стоимостью порядка 3 млн долл. США. Однако оплата за вывезенную пшеницу поступила на счет резидента в установленные контрактом сроки лишь частично. Никаких действий по взысканию неполученных денежных средств фирма не предприняла. Вместо этого было заключено несколько дополнительных соглашений к контракту, продлевающих срок внесения платежей (фактически на момент подписания данных договоров швейцарская фирма была признана банкротом). В общей сложности донская фирма вывезла товаров на 58 млн руб. больше, чем поступило на ее счета, и не обеспечила репатриацию указанной суммы. По выявленному факту Ростовской таможней возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4.3 ст.15.25 КоАП РФ.
В Себежском районе Псковской области сотрудники таможни в рамках контроля за оборотом товаров остановили грузовое транспортное средство. Водитель представил документы, согласно которым из республики Беларусь в Ленинградскую область он вез пять трансформаторов. Таможенники решили проверить товар. Транспортное средство направили на осмотр с применением инспекционно-досмотрового комплекса. Изучив полученные снимки, специалисты заподозрили наличие посторонних вложений внутри трансформаторов и назначили таможенный досмотр. Вместо статических электромагнитных устройств внутри корпусов трансформаторов находилась 731 коробка с белорусскими сигаретами. По факту незаконного перемещения табачной продукции возбуждено дело об административном правонарушении по ст.16.3 КоАП РФ. 365,5 тыс. пачек сигарет без акцизных марок РФ и обязательной маркировки средствами идентификации изъяты. Предварительная стоимость табачных изделий превышает 18,2 млн руб. Ведется расследование.
Контроль осуществляется и за номенклатурой, и за ценами товаров. 4200 пачек нелегальной табачной продукции выявили в торговой сети сотрудники Уссурийской таможни с начала 2023 года. В рейдах по торговым точкам Уссурийска участвовали сотрудники службы таможенного контроля после выпуска товаров Уссурийской таможни и специалисты налоговых органов. Установлено, что предприниматели продавали табак для кальяна иностранного производства без акцизных марок, а сигареты - без акцизных марок и обязательной маркировки «Честный знак». Кроме того, табачная продукция реализовывалась по цене ниже минимальных розничных цен (с 1 марта по 31 декабря 2023 года единая минимальная цена табачной продукции установлена в размере 119 руб./пачку). Отсутствие маркировки свидетельствует, что табачная продукция была введена в торговый оборот нелегально. По предварительной оценке, стоимость незаконно реализуемых табачных изделий превысила 500 тыс. руб. Товар направлен на экспертизу. Работа по выявлению табачной продукции, незаконно введённой в торговый оборот, продолжается.
Правительство РФ постановлением № 1173 от 20.07.2023 (опубликовано на портале Официального опубликования правовых актов 25.07.2023 – см. https://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307250021) повысило ставки ввозных пошлин на вино, фанеру, глицерин и стройдетали из полиуретана из недружественных стран. Ответные меры на западные санкции, введённые в ответ на начало РФ 24.02.2022 СВО в Украине, будут действовать до конца текущего года.